На сегодняшний день в новом семействе Radeon HD 3800 представлено два новых графических процессора - Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850. Они обладают непривычными цифровыми индексами чипов. Дело в том, что с этого поколения GPU компания AMD объявила о переходе к новому принципу маркировки: первая цифра в этом индексе означает поколение, вторая – семейство процессоров, а две последних остаются на маркировку вариантов в серии соответственно производительности чипа, чем больше его производительность, тем больше двузначное число.
Ниже представлена сравнительная таблица основных характеристик графичеких процессоров AMD/ATI Radeon.
Графический процессор
|
Radeon HD 3850
|
Radeon HD 3850
|
Radeon HD 2900XT
|
Транзисторов | 666 млн | 666 млн | 700 млн |
Технологический процесс | 55 нм | 55 нм | 70 нм |
Количество потоковых процессоров | 320 | 320 | 320 |
Тактовая частота ядра | 775 МГц и более | 670 МГц и более | 740 МГц |
Тактовая частота памяти | 2,25 ГГц | 1,66 ГГц | 1,65 ГГц |
Производительность (Multiply-Add) | 497+ GigaFlops | 428 GigaFlops | 475 GigaFlops |
Поддержка системной шины |
PCI Express 2.0
PCI Express x16
|
PCI Express 2.0
PCI Express x16
| PCI Express x16 |
Поддержка версии DirectX | 10.1 | 10.1 | 10.0 |
UVD | Есть | Есть | Нет |
Технология ATI PowerPlay | Есть | Есть | Нет |
 Вот теперь можно переходить непосредственно к детальному изучению новшеств семейства Radeon HD 3800, и прежде всего следует отметить, что ключевые характеристики архитектуры графических процессоров RV670 остались без особых изменений. Основа графического ядра – та же унифицированная шейдерная архитектура. В её основе – так называемый dispatch-процессор, распределяющий потоки задач на 64 суперскалярных потоковых процессора, каждый из которых в свою очередь содержит пять независимых дискретных потоковых модуля обработки и модуль ветвлений; в сумме – уже известные нам по предыдущей архитектуре 320 шейдерных унифицированных процессора в 5-компонентных модулях SPU (Streaming Processing Unit), обеспечивающие обработку до 5 инструкций класса Multiply-Add за такт, плюс, один из процессоров может обрабатывать более сложные команды (SIN/COS/LOG). Динамика баланса загрузки вертексными, геометрическими и пиксельными операциями обеспечивается автоматически аппаратным планировщиком.
За полгода, прошедшие с момента анонса R600, инженеры AMD потратили с толком на устранение узких мест архитектуры, но не только. Среди ключевых изменений архитектуры - переход на новые производственные нормы технологического процесса - 55 нм. Если бы не было никаких иных изменений, сам по себе такой редизайн с предыдущего 80 нм техпроцесса неплохой шаг по снижению энергопотребления новых GPU.
Подчёркивая нововведения, реализованные в семействе ATI Radeon HD 3800, необходимо упомянуть о поддержке DirectX 10.1, соответственно, с поддержкой Shader Model 4.1. Это первое и достаточно серьёзное обновление DirectX 10 официально ожидается с появлением Windows Vista SP1, ориентировочно в первом квартале 2008 года. Список дополнительных возможностей DirectX 10.1 достаточно велик, появятся расширенные функции программирования, работы с освещённостью, антиалиазингом и пр. Ко всем этим нововведениям, в отличие от предыдущих поколений, карты на Radeon HD 3800 готовы, дело теперь за производителями игр и приложений.
Следующая серьёзная инновация, которая, правда, для подавляющего большинства из нас ещё только в планах – это переход на шину PCI Express 2.0. Надо полагать, что в полной аналогии с ещё памятной (и до сих пор не закончившейся) миграцией с шины AGP 8x, по мере появления системных плат с шиной PCI Express 2.0, будет формироваться спрос на соответствующие графические карты. В этом плане чипы Radeon HD 3800 к такой миграции готовы.
Более актуальным уже сегодня явлением можно назвать реализацию в чипах семейства Radeon HD 3800 более совершенной технологии ATI Avivo HD с универсальным видео декодером UVD (Universal Video Decoder). Вариант UVD/UVD+, интегрированный в чипах Radeon HD 3800, обеспечивает полноценное аппаратное декодирование HD сигнала форматов H.264 и VC-1(VC-1 декодировала ещё прежняя версия UVD), что наиболее актуально для разгрузки CPU во время воспроизведения современного HD DVD/Blu-ray видео.
Наконец, технология ATI CrossFireX - возможность поддержки до четырёх (двух, трёх) видеокарт семейства Radeon HD 3800 на единой системной плате, с поддержкой до 8 мониторов; с согласованным управлением производительностью, режимом Extended Desktop и прочими интересностями.
Теперь рассмотрим каждую из представленных моделей более конкретно.
Sapphire Radeon HD 3850
Модель видеокарты
|
Radeon HD 3850
|
Ядро
|
AMD/ATI HD 3850
|
Шина памяти
|
256 бит
|
Тактовая частота и тип памяти
|
900 МГц GDDR3
|
Объём памяти
|
256 (512) Мб
|
Форм-фактор
|
1 слот
|
Пиковое энергопотребление карты
|
95 Вт
|

-
Игольчатый радиатор справа предназначен для охлаждения силовых элементов подсистемы питания. В кожухе кулера со стороны игольчатого радиатора никаких вырезов нет, так что он охлаждается в пассивном режиме. Однако для Radeon HD3850 и его скромных аппетитов в плане энергопотребления этого оказывается вполне достаточно. Центральная часть радиатора содержит большое количество ребер охлаждения. Поскольку дизайн кулера однослотовый, нагретый воздух не выводится за пределы видеокарты, а выбрасывается в сторону разъемов DVI, то есть справа-налево и вверх.
-
Расположение чипов памяти на одной стороне печатной платы позволяет эффективно охлаждать их с помощью обычного кулера (работа которго в штатном режиме совершенно бесшумна, поскольку скорость вращения очень мала), а увеличения объема видеопамяти можно достичь использованием микросхем памяти большей плотности.
-
Карта оснащена двумя разъемами Dual-Link DVI и каждый из них поддерживает разрешения вплоть до 2560х1600 точек.
Sapphire Radeon HD 3850
Модель видеокарты
|
Radeon HD 3870
|
Ядро
|
AMD/ATI HD 3870
|
Шина памяти
|
256 бит
|
Тактовая частота и тип памяти
|
1,2 ГГц GDDR4
|
Объём памяти
|
512 Мб
|
Форм-фактор
|
2 слота
|
Пиковое энергопотребление карты
|
105 Вт
|

-
Площадь ядра Radeon HD 3870 составляет 192 мм2, следовательно понизилось тепловыделение. Вместе с тем, кулер у видеокарты достаточно большой и занимает 2 слота. Дело в том, что по умолчанию вентилятор акселератора вращается на очень малых оборотах и работает бесшумно - воздух при этом выводится за пределы системного блока.
-
Расположение чипов памяти на одной стороне печатной платы позволяет эффективно охлаждать их с помощью обычного кулера, а увеличения объема видеопамяти можно достичь использованием микросхем памяти большей плотности.
-
Карта оснащена двумя разъемами Dual-Link DVI и каждый из них поддерживает разрешения вплоть до 2560х1600 точек.
Возврат к списку новостей |